Стыд, совесть и мораль у наркомана

Стыд, совесть и мораль у наркомана
Возникшая у одного из членов семьи зависимость приводит к тому, что начало борьбы с ней неизбежно начинается с призыва к наркоману взяться за ум. Видя состояние близкого человека  при абстинентном синдроме или его неконтролируемое поведение после приема очередной дозы, его близкие люди впадают в отчаяние и страх. Слезные разговоры о бессовестном поведении с наркоманом, когда тот адекватен, — один из этапов принятие страшного факта наркомании в семье. Но они, по сути, бесполезны и даже часто ведут к ухудшению состояния зависимого. Так есть ли совесть у наркомана? Стыдно ли ему за свое поведение?

Что такое хорошо и что такое плохо

Сначала давайте определим, что такое совесть у человека в принципе. Это некий внутренний свод законов о том, что такое хорошо и что такое плохо. Человеку свойство накапливать правила поведения в кругу себе подобных досталось вместе с умением развиваться и самосовершенствоваться. То есть невинный младенец совестью не обладает, нормы поведения усваиваются одновременно с процессом взросления и воспитания в социуме. 

И от того, как тебя воспитывали, зависит уровень твоей личной совести или, лучше сказать, высота моральных принципов, структура внутренней дисциплины. Принятие общечеловеческих правил у ребенка происходит к моменту принятия себя, как отдельной личности, примерно к трем годам. А формируется совесть на основе понятия стыда. И это совсем не одно и то же. Совесть работает на уровне интуиции и только тогда, когда мы понимаем, что хорошо, а что плохо. «Включается» она до начала действия в определенной ситуации, пока человек оценивает последствия. Если не знать моральных принципов социума, то и совесть будет молчать.

 А душевные терзания после поступка уже являются проявлением стыда. Относительно норм поведения в обществе понятия совести и стыда тождественны: нарушил общепринятые не писаные законы – тебе совестно и стыдно. Но если совесть – собственный внутренний ориентир на черное и белое, то стыд – несоответствие ожидаемым нормам поведения. Проще говоря, твой «внутренний критик» позволяет такое поведение, а окружающие считают, что приличия нарушены и осуждают происходящее. Ты не согласен, но осуждение вызывает эмоциональное переживание – стыд.   

Куда уходит совесть?

Теперь взглянем на человека зависимого от психоактивных веществ. Каждый человек понимает, что наркотики – это плохо, какими бы моральными принципами он не обладал. В обществе для взрослого человека существуют нормы и правила, обязанности и ожидания. И все это давит на незрелую, а зачастую еще и травмированную психически личность. Для людей с аддиктивными наклонностями всегда находится выход, например, наркотик – как способ убежать от действительности, перестать быть ответственным и взрослеющим. Наступает регресс личности, да такой стремительный, что человек, стоящий на пороге во взрослую жизнь или уже переступивший его, по сути, возвращается в период детства, где мало что от тебя зависит, и никто ничего не требует. В результате внутренний контроль, можно сказать, та самая пресловутая совесть,  практически становится равен нулю. Как у ребенка, который с ясным взором врет и, не стыдясь, совершает дурные поступки. 

Ведь все присущее социальному человеку, в частности моральные устои, под действием нейротоксина теряет значимость. И уже не аморально украсть, подставить, не следить за собой и лишиться всякого адекватного общества. Когда действие наркотика на нервную систему ослабевает, на наркомана обрушивается гипертрофированное чувство вины, человек социальный в нем еще живет. Он ненавидит себя с особой яростью и считает, что и все окружающие относятся к нему также. Наркомания все же тяжелое заболевание, не только физическое, но в большей степени психологическое, что не может не сказаться на изменении сознания личности. Совесть у наркомана есть, но своеобразная. Чтобы избежать ее угрызений, он употребляет все больше, заглушая чувство вины и стыда. 

— Что это ты делаешь? — спросил Маленький принц.
— Пью, — мрачно ответил пьяница.
— Зачем?
— Чтобы забыть.
— О чём забыть? — спросил Маленький принц. Ему стало жаль пьяницу.
— Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и повесил голову.
— Отчего же тебе совестно? — спросил Маленький принц. Ему очень хотелось помочь бедняге.
— Совестно пить! — объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»


Будь с нами, будь как мы

Общество клеймит таких людей, с трудом принимает даже тех, кто проходит лечение и реабилитацию. Поэтому субкультура наркоманов процветает, и «вновь прибывший» неизменно попадает в окружение употребляющих.  И если в одиночестве он еще ощущал присутствие совести и стыдился своих действий, то в «дружном» наркоманском коллективе всякое чувство вины сходит на нет. Вместо этого приходит осознание себя в ином обществе, где принимают его нежелание «быть, как все», здесь своя жизненная установка и философия, такая притягательная и поэтому популярная среди подростков: следуй своим желаниям, будь свободен от законов, живи и наслаждайся. 

Когда человек прочно засел в тисках наркомании, с его сознанием происходят характерные изменения. Если вы спросите у самого зависимого, есть ли у него совесть, стыдно ли ему, то однозначного ответа ждать не стоит. 
 – Когда употребляла, стыдно не было, все по кайфу, а вот потом… – пишет И. – наркоманка с пятилетним стажем употребления. – Очень перед дочерью стыдно, она меня за все детство видела несколько раз всего. Да и вообще… Поплакали со мной все, но уговоры и слезы не работают, теперь я это знаю. Когда пошла от стыда перед родными лечиться первый раз, так никакого толка не было. Только пока сама твердо не решила соскочить, ничто меня не пронимало. 

– Да, стыд чувствовала только с «похмела», а как «порох» находился, так и оправдания наготове! – признается другая пациентка реабилитационного центра. – Вот подарила сыну музыкальный центр, он тогда уже с отцом жил. А в какой-то момент стало нечего продавать, а я только торговала, не воровала, на трассе не стояла… В общем, попросила, чтоб принес послушать центр. Принес. Поменяла на дозу, а сама думаю, так я ж ему подарила, имею право забрать. 

Лена, жена наркомана, рассказывает, как он помогал ей искать пропавшую шкатулку с золотом и постоянно утверждал, что сам ее не трогал, да так уверенно, что не поверить ему было просто невозможно. Когда ситуацию разбирали с психологом в центре, выяснилось, что все же взял драгоценности муж. А помогало ему быть настолько убедительным то, что он свято верил в то, что говорил! Такие вот моральные принципы.
Наркоманы девиантны еще до наступления зависимости. Мораль таких людей всегда с червоточиной. А уж когда речь идет о деньгах на дозу, то тут порой все средства хороши. Сами зависимые говорят о том, что и среди них есть разные люди. Кто-то следует своим принципам до последнего, таким трудно украсть или заниматься проституцией. А есть полные отморозки. Вероятно, это зависит от среды обитания наркомана до болезни. Но чаще всего срабатывает у наркомана психологическая защита: украдет, а сам себя успокаивает и оправдывает, что и ни к чему соседу, скажем, телефон, звонить-то некому, одинокий мужик. 

Где живет совесть?

Чем больше стаж наркомана, тем менее он зависит от самого себя. Вся воля его исчерпана единственным желанием – достать наркотик. И тут уже не до наслаждений, полечиться бы. Естественно, в таком состоянии, ни о каком стыде и совести и речи не идет. Это полностью деморализованный и асоциальный человек, не говоря уж о том, что организм его разрушен. Сегодня этот процесс происходит стремительно, потому как наркотики «эволюционируют», что говорит отнюдь не о качестве, а лишь о степени и скорости достижения «кайфа». Действие же на мозг у этих веществ настолько стремительно, что порой и лечить уже нечего, процессы становятся необратимы уже после двух-трех приемов. Первой атрофируется, как психическое явление, как раз совесть. Что значит «атрофируется»? 

Ведь из выше сказанного можно было бы сделать вывод, что совесть – явление эмоциональное. Все так. За эмоции отвечает мозг, а ученые совсем недавно установили, в какой именно его части находится «область совести». Это сгусток нервной ткани, так называемый «боковой лобный полюс», который размещается над бровями. Установлено так же, что «совесть» у всех разного размера, величиной от грецкого ореха до яблока. Именно здесь происходят мыслительные процессы относительно добра и зла и принятие решений, делать так или иначе, чтобы остаться порядочным человеком. Так вот, врачи утверждают, что при вскрытии черепной коробки и исследовании мозга наркомана – курильщика «спайса» оказалось, что изменения этой области весьма характерны. 

Трудно вернуть себе «внутреннего критика» наркоманам в завязке. Отчасти в этом виновато современное общество. Больного наркоманией считают преступником, даже если он перестал употреблять. Ему всячески напоминают об его нравственном уродстве. Как тут увериться в себе и вспомнить о моральных принципах, когда хочется обратно в понятный и простой мир забытья и бездействия? Помочь, как показывает практика, может создание семьи, когда поврежденные эмоциональные функции восстанавливаются благодаря тому, кто поверил в исправление и позволил себе полюбить и стать ответственным за новорожденного ребенка, например. 

Теги: лечение наркомании, лечить наркозависимость, помощь при наркомании, реабилитация

Возврат к списку

Связаться по WhatsApp