О наркомании в школах

О наркомании в школах
О том, что дети начинают покупать наркотики в школах, известно очень давно. Доступность торговых точек вблизи школьных территорий, право на неприкосновенность, закрепленное законом (никто не станет обыскивать ребенка на входе) дают подросткам определенную долю свободы. Поэтому наркотики в школах, увы, доступны.

По большому счету школа является учреждением, которое призвано воспитывать общество, а не просто учить детей. Однако подкошенная на корню система образования в России и вообще смена приоритетов свела эту доминантную функцию школ к минимуму. Не везде и не всегда наблюдается, к счастью, такая картина, а во многих школах директора берут на себя обязанность просвещать учеников в том числе и в области наркомании. Информация, тестирование на наркотики в школах — это все шаги для профилактики эпидемии, поскольку статистика предоставляет угрожающие цифры.
Современные школьники куда более уязвимы сегодня из-за легкой доступности как наркотиков, так и сведений о них. Тот же Интернет школьники используют не для того, чтобы прочитать о вреде той или иной вещи или ситуации, а чтобы узнать то интересное, что эта ситуация может дать.
Понятно, что многое зависит и от родителей, и от системы воспитания, да даже от места жительства (в разных городах и селах страны ситуация с наркотиками в школах складывается совершенно по-разному). Но все-таки школа — это место, где может сконцентрирована ненужная информация, опасная для детей.

Как предотвращается наркомания в школах?

Работа по профилактике наркомании основана на качественном взаимодействии учеников, родителей и учителей. И если такого взаимодействия особенно нет, то намного сложнее решать конфликтные ситуации. 
О проблеме наркотиков в школах России начали говорить больше 20 лет тому назад. Появились первые случаи передозировки, а также в сознание людей внедрилась информация, что в школах распространяют наркотики. Школам пришлось отстаивать свой статус-кво, и вместе с милицией руководство школ принялось разрабатывать программы профилактики. 
На самом деле, в разных школах восприятие проблемы наркомании очень сильно отличается. В тех школах, где люди с этим явлением сталкивались непосредственно, не было поддержки. Точечные всплески порождали мнение, что проблема искусственно раздувается. А профилактические мероприятия там, где наркомания особо школ не столкнулась, вызывали больше нейтральное недоумение и проводились скорее безучастно, так как достаточно сложно было искоренять то, о чем нет особого представления. К тому же в школах не было профессиональных наркологов.

Сейчас ситуация меняется. О том, чтобы в школах проводился профилактический надзор, заявлено на государственном уровне. Однако социологические опросы и вообще получение информации — сложное и неблагодарное дело.
Те же социологические опросы, которые проводятся между учениками, хоть и проводятся они анонимно, реальной картины полностью не отображают. Дети всю правду не напишут. Учителя всей правды не знают, родители тем более. И получается, что проблема вроде бы и есть, но ее как бы и нет. Точно так же, как дети врут родителям, учителя стремятся особо не афишировать такие случаи дирекции во избежание санкций, дирекция боится огласить ситуацию общественности (а ну, как последует увольнение, например). В итоге информация постоянно искажается.

В случае же обнаружения факта, что ребенок употребляет наркотики, его могут сразу же начать таскать по разным инстанциям, отправляют на учет в наркодиспансер, а при этом такой подход может только нанести травму подростку и уж точно проблему наркомании не искоренит.
При этом в группу риска, по мнениям авторов анонимных опросов учителей школ в Москве, постепенно попадает все больше детей. Виной тому отчужденность в коллективе, плохие семейные отношения (часто в неполных семьях), невозможность предложить детям нормальный уровень досуга (это проблема небольших городов), проблемы плохой адаптации личности в социуме.
Профилактические меры, которые активно навязываются свыше, не удовлетворяют учителей в своей массе. Они очень обобщенны и часто оторваны от реальности. К тому же, и учителя порой оказываются неготовыми передавать полученную информацию. А вот выступления медиков, сотрудников полиции, наркологов с конкретными примерами из жизни дают куда больший профилактический эффект. 

При этом опять же согласно многочисленным опросам, учителя признают, что метод «шоковой терапии» куда более эффективен, чем демонстрация информация о самих наркотиках. Вот как раз последний способ только разжигает интерес, и такая профилактика может обернуться обратным эффектом. А вот влияние устрашающих образов и последствий наркомании особенно эффективно для демонстрации учащимся 5-ых—7-ых классов, когда еще сильно восприятие последствий через образы и конечный результат. Возрастная категория детей —12—14 лет. Конечно, это тоже может стать ударом по психике, и именно этого опасаются надзорные структуры, которые и предлагают информировать учеников о наркомании в облегченном режиме.

И есть еще одна важная деталь

Современные дети сильно изменились. Каждый из них личность, а не часть коллектива. И поэтому найти к ним подход через давление и дисциплинарные взыскания практически нереально. А вот личное обаяние учителя и его вес в коллективе может сыграть значительную роль. Учитель, как кумир молодежи, может очень сильно изменить взгляды свои подопечных. И при этом учитель должен быть таким же «сумасшедшим и безбашенным», как и подростки (как высказался один из довольно известных психологов-тренеров в области психотерапии в Москве), но при этом мудрым и сильным. Иными словами, чтобы его зауважали, как своего, он должен быть открыт детям и понимать их. О влиянии родителей можно говорить тоже, но это большая отдельная тема.
И каждая из сторон: школа, учителя, родители — способны влиять на заинтересованность подростка в наркотиках. И если они взаимодействуют, это будет лучшей профилактикой проблемы.

Обязательно читаем, как уберечь ребёнка от наркотиков и как узнать, что ребёнок употребляет наркотики - данная информация может быть полезной и помочь в профилактики и лечении наркозависимости. Консультации по телефонам горячей линии анонимны!

Теги: тестирование на наркотики, тест на наркотики, подростковая наркомания, как уберечь ребёнка от наркотиков, помощь при наркомании