В связи с тем, что воспитание детей в настоящее время сильно изменилось, современное поколение подростков с 10 до 16 лет сталкивается с примерно одинаковыми проблемами.
Смысл жизни у подростков
Из-за неправильного воспитания дети перестают осознавать реальность такой, какая она есть для их родителей. Если у родителей есть цели и интересы, привитые им в жизни их родителями, то у современных подростков нет таких ориентиров. Собственные цели у них не появились. Получить смысл существования от родителей они не могут, так как смыслы родителей в их глазах ничтожны, а других нет. А без смысла у подростков начинается паническое желание спрятаться от реальности.
При этом смыслом жизни для любого человека является не материальная, а духовная цель и предназначение. Причем даже если эта цель не определяется четкой формулировкой, втуне каждый человек примерно ощущает, во имя чего он трудится. Например, человек, который упорно работает, ставит себе маяком далеко идущие планы. Даже если эти планы очень размыты и невнятны, они все равно являют собой некое видение, представление о прекрасной и счастливой жизни. Это простые, можно даже сказать, бытовые цели, но именно они держат в напряжении и желании жить многих людей.
Тем, кому мало социальных рамок, ищут открытий, стараются создавать проекты, старт-апы, иными словами, живут ради реализации и внедрения каких-либо идей. Есть еще более ограниченная категория людей, которая видит смысл для себя в том, чтобы развивать свою духовность.
По большому счету, мир имеет ограниченную сумму смыслов, и когда-то любой человек ее перерастает. Проблема современного поколения еще в том, что они уже изначально ориентированы на поиск высшего смысла, а для того, чтобы двигаться к этому, у них нет ни поддержки извне, ни внутренних наработанных ресурсов (уверенности в себе, своего мнения, опыта, наконец). Даже слабые попытки быть не таким, как все, натыкаются на стену глухого отторжения в среде сверстников, что еще больше усугубляет проблему.
Вместо того чтобы найти себя, подростки пытаются объединяться в группы, чтобы не ощущать отторжения и одиночества. В итоге все равно чувствуют себя одинокими и смысла тоже не находят. Это острое и пронзительное чувство беспомощности не оставляет подростков ни на минуту и терзает их неокрепшие души и сознание.
Они могли бы пойти за советом и поддержкой к родителям, но те часто заняты или сами не могут дать ответы на такие вопросы, и часто даже и не пытаются рассуждать с ребенком о столь важных вещах.
Конечно, сформулировать столь сложные вехи в своей душе подросток еще не в состоянии. Он ощущает свою боль, как обиды, несправедливость, нарушенные ожидания, некоторые подростки уже в 10—12 лет проговаривают, что им «незачем тут жить» и «зачем я только родился на эту планету, тут очень скучно». На самом деле, вероятно, есть глобальная задача для этого поколения научиться находить радость в жизнь, но если говорить более приземленными словами, подросткам надо помочь научиться проживать свою жизнь и отмечать в ней положительные и интересные, захватывающие моменты.
Ведь если нет смысла, то нет и интереса к любым действиям. А отсутствие интереса порождает скуку и необходимость чем-то заполнить свободное время, а заодно унять гложущую душу тоску.
Одиночество
Одиночество — основополагающая причина, которая приводит к деструктивным процессам в развитии личности. Чувствуя свою невостребованную окружением уникальность, подросток не может стать лидером между сверстниками, не осознавая, что он не интересен им не потому, что он плохой, а потому, что эти дети вокруг него такие же потерянные и одинокие. И каждый, в сущности, тянет одеяло на себя, а на соседа не обращает внимания.
При этом страдает главная потребность развивающейся личности — потребность в признании и самоуважении. Самоуважение развивается очень медленно, причем периоды развития неизбежно включают стадии и завышенной самооценки и чрезмерно заниженной.
Самоуважение развивается через восприятие окружающих людей, как объектов, перед которыми можно проявить себя таким, каким ты являешься. Но внешние факторы всегда вносят свои коррективы. Например, из-за гиперопеки человек привыкает, что все ему должны. А в школе такого отношения человек не получает однозначно. Наша психика устроена так, что мы сразу думаем, что с нами что-то не так, раз окружение не среагировало на наши привычные поступки соответствующим образом.
При этом родители часто даже не пытаются вникнуть в суть детских переживаний. Делят разговоры на «взрослые» и «детские», лишая подростка права участвовать в нормальной коммуникации. А потом взрослые удивляются, откуда у ребенка внезапная замкнутость и проблемы.
Страх свободы
Свобода — это и вожделенное чувство, которое вынашивает каждый подросток, тщась таким образом увильнуть от надоедливых требований. При этом он не понимает, что требования — это определенная степень безответственности для него самого. Когда наступает свобода, приходится принимать решения. И нести за них ответственность. А подсказать уже некому. И вот тогда подросток начинает ощущать панику. Ему проще блокироваться от осознания того, что скоро придет день, когда придется думать самому, ведь за него все делали мать и отец. И он на самом деле взрослеть не хочет совершенно. Он хочет свободы, но при этом такой, чтобы все плоды свободы преподносились ему на блюдечке с голубой каемочкой.
Страх смерти
Несмотря на то, что подростки проговаривают, что жизнь скучна и бессмысленна и даже избирают в качестве своих интересов крайне рискованные для жизни увлечения (например, играют в «зацеперов», цепляясь за выступающие детали машин и поездов и так катаются), смерти подростки боятся очень сильно. Именно поэтому этот страх глушится напускной бравадой. При этом не менее болезненно ощущают страх потерять родителей подростки, которые внешне относятся к ним пренебрежительно и свысока. Корни этой проблемы кроются в глубинном комплексе страхов: остаться в одиночестве, потерять смысл жизни,остаться наедине со своими невеселыми думами, не понимать, для чего и как жить и так далее. То есть родители — это тыл между подростком и смертью, а себя в роли умирающих они и вовсе боятся ощущать, потому что там, за гранью, еще страшнее.
Страх смерти преобразуется в созидание. Все люди проходят через это болезненное осознание, и все по-своему это переживают. Но подростку нужна поддержка, он еще, в сущности, очень маленький. И ему хочется банально под крылышко. Спрятаться, чтобы любили и жалели.
Если осознать и обдумать все вышеперечисленные причины, то окажется, что не так уж и сложно видеть в ребенке личность. Он беспокоится о том же, о чем когда-то волновались и сами родители. Нужно просто стараться проявлять больше внимания и тепла, а если ситуация с наркотиками уже стала реальностью, не стесняться обращаться за профессиональной помощью, ведь на кону жизнь вашего ребенка!
Теги: дети и наркотики, причины наркомании, смысл жизни, как разобраться в себе