Можно ли уговорить химически зависимого человека лечиться?

Можно ли уговорить химически зависимого человека лечиться?
Если столкнувшийся с зависимостью человек спросит, как уговорить наркомана лечиться, чаще всего он услышит в ответ – никак. Опытные наркологи и психиатры утверждают, что решение о том, что лечение необходимо, должен принимать сам химически зависимый человек. Иначе положительного результата ждать не приходится… 

Однако есть методика – терапия убеждения – широко применяемая специалистами в России, которая утверждает обратное. Алкоголика, наркомана возможно убедить лечиться! И сделать это под силу близким зависимого, если они тщательно подготовятся.

Убедись сам и убеди другого 

Книга Вернона Джонсона «Как заставить наркомана или алкоголика лечиться» должна быть настольной в семье, где обнаружился страшный недуг. В ней автор говорит не только о больных людях, но и об их пока здоровом окружении. 

Узнав о том, что в семью пришла такая болезнь, невозможно не испытать отчаяние, гнев, брезгливость или страх. Все сегодня понимают, что наркотики – это часто в итоге смерть зависимого. Это постоянная угроза для членов семьи: заболевания, носителем которых является наркоман, его неадекватное поведение и агрессивность. Помогать наркоману, жить рядом очень трудно. Порой и не хочется. Ведь он-то сам не видит проблем и не признает зависимости. Поэтому часто болезнь доводит свою жертву до крайней точки отчаяния, когда наркотик не приносит удовольствия, а лишь временное облегчение от ломки. Тогда, желая избавиться от абстинентного синдрома, он соглашается на лечение или же сам выступает инициатором. Но это не значит, что он перестанет принимать наркотики. Когда станет легче физически, он будет тосковать по предмету своей страсти, забыв о боли. И, вернее всего, вернется к употреблению… Вот почему услуга нарколог на дом не является полноценным лечением, но воспользоваться ей придётся, так как перед психологической помощью необходимо очищение организма.

Нет, ждать этого этапа неверно в корне. Пока наступит момент отчаяния наркомана, его тело и мозг будут покалечены химической зависимостью необратимо. Действовать нужно, как только выяснилось, что болезнь существует.   
Если вы готовы работать, вникая в суть проблемы наркомании и получать знания об этой болезни, вы сможете убедить дорогого вам человека встать на путь выздоровления. Конечно, основную работу проделают специалисты в центрах реабилитации и лечения, но до них надо еще дойти. А для этого нужно поймать момент и воспользоваться методом убеждения по Джонсону. 
В своей книге исследователь и практик В. Джонсон много говорит о том, как важно понимать, что химическая зависимость – это болезнь. Не отсутствие силы воли, не аморальное поведение, а именно серьезное заболевание, что доказано  более 50 лет назад. Очень большое значение он уделяет тому, что родные ни в коем случае не должны винить себя за то, что их родной человек зависим. Иначе вас ждет крах… Давайте по порядку. 

Как распознать зависимость 

Признаться себе, что близкий вам человек серьезно злоупотребляет алкоголем или наркотиками, сложно. А убедиться в этом и сказать ему в лицо «ты  находишься в зависимости», труднее в сотни раз. Алкоголизм и наркомания коварны тем, что настраивают нервную систему, сознание на собственную защиту, поэтому страдающие зависимостью люди осознают болезнь в опасной для жизни стадии.  Первостепенная задача близких людей по симптомам и признакам определить наличие заболевания.
В исследовательском институте Джонсона был разработан тест-вопросник, чтобы все сомнения разрешили для себя и близкие больного и сам он оказался перед фактом – зависимость есть, надо лечиться. Задайте себе и ему эти вопросы, отвечая «да» или «нет» на каждый. 
1. Наблюдается ли у проверяемого увеличение дозы и частота приема алкоголя/наркотика?
2. Появляется ли у вас чувство страха в компании нетрезвого проверяемого? Он может нагрубить или ударить?
3. Замечаете ли вы за проверяемым провалы в памяти? Он может забыть, что делал вчера в нетрезвом виде?
4. Вы обеспокоены его пристрастием к алкоголю или наркотикам?
5. Проверяемый отрицает возможную химическую зависимость?
6. Он регулярно обещает больше не употреблять психоактивные вещества, но не следует обещанию?
7. Бывали случаи, когда испытуемый обманом или хитростью добивался от вас очередной дозы или же скрывал факт употребления?
8. Вы попадали в неприятные ситуации, виновником которых был нетрезвый проверяемый?
9. Вы оправдывали или скрывали перед окружающими поведение проверяемого?
10. Вы извинялись за его действия в нетрезвом виде?
11. Его окружение состоит в основном из людей, употребляющих алкоголь или наркотики?
12. Он пытается оправдать свое пристрастие или просит прощение у вас за него?
13. Вы испытываете чувство вины из-за того, что родной человек пристрастился к алкоголю или наркотикам?
14. Вы перестали принимать приглашения в гости, потому что там будет алкоголь/наркотики?
15. Вы беспокоитесь и нервничаете, когда находитесь около проверяемого?
16. Вы помогали проверяемому скрыть факт употребления алкоголя/наркотиков перед окружающими, обманывали его начальство?
17. Проверяемый не верит в возможную проблему с зависимостью у себя, потому что употребляет, как ему кажется, «безобидными» напитками или препаратами?
18. У него кардинально меняется поведение под действием алкоголя/наркотиков?
19. Он не желает идти на «трезвые» вечеринки? 
20. Он хочет посещать только те места, где можно употреблять алкоголь или можно достать наркотики?
21. Бывало, что проверяемый садился за руль в нетрезвом виде?
22. У него есть штрафы за вождение в нетрезвом виде?
23. Вы боитесь ездить с ним, когда он ведет машину в состоянии алкогольного/наркотического опьянения?
24. Кто-нибудь еще обращал ваше внимание на возможную зависимость проверяемого?
25. Он раскаивается за свои действия в нетрезвом виде?
26. Дети боятся своего нетрезвого родителя?
27. Вы считаете, что у проверяемого занижена самооценка?
28. Вы находили его «заначки»?
29. Он испытывает нужду в деньгах на почве употребления алкоголя/наркотиков?
30. Проверяемый ищет повод, чтобы «расслабиться» с помощью алкоголя/наркотиков?

Ответили «да» на один из вопросов? Скорее всего, вам действительно стоит беспокоиться. А если утвердительных ответов пять, факт нездорового пристрастия, как говорится, на лицо. Семь и более ответов «да» являются неопровержимым доказательством наличия химической зависимости. 
Если у человека проблемы в семье, на работе или в учебе на почве злоупотребления алкоголем или наркотиками, носящие хронический характер, но при этом он не собирается «завязывать», бейте тревогу – это зависимость. Наблюдать разрушительное действие пагубных пристрастий и бездействовать может только больной человек. Болезнь заставляет его думать, что наркотики или алкоголь – самое важное в его жизни, гораздо трепетней он будет относиться к своему пристрастию, нежели к родным и близким, важному делу и ответственности перед коллегами, своей добропорядочности. 

Наркоман находится в эмоциональной зависимости от предмета вожделения. Это значит, что центры удовлетворения вопиют о желании взбодриться при помощи «допинга», а когда-то нормальное настроение здорового человека воспринимается как депрессивное. Эти же области головного мозга, которые называются придаточное ядро и гиппокамп, практически работают на то, чтобы человек зависимый от психоактивных веществ не воспринимал свое состояние, как болезнь.
Не подверженной зависимости личности достаточно одного тревожного звоночка, будь то серьезный выговор, штраф на работе, единичный конфликт с правоохранительными органами или скандал в семье. Будет сделан верный вывод о том, что послужило причиной неприятностей, и о злоупотреблении будет забыто навсегда. 

Чтобы помочь, изменись сам

Чтобы как-то жить рядом с зависимым человеком, близкие часто берут на себя определенные роли, защищаясь, таким образом, психологически. Кажется, что так можно справиться с проблемой, но это иллюзия. Обратите внимание, может быть, здесь прописана и ваша роль?
Роль «Защитник»
Поведение в этой роли можно сравнить с поведением матери маленького ребенка. Во-первых, все время приходится извиняться за ужасное поведение невменяемого «дитятки» перед окружающими. Во-вторых, оправдываться перед начальником за прогулы и неадекватное поведение на работе. И, в-третьих, быть всегда на стороне своего подзащитного, то есть поддерживать все версии его все более глубокого погружения в  пагубное пристрастие.
\
Когда человек берет на себя эти «обязанности», он начинает терять уважение к самому себе. Сознание ищет защиты и находит ее в нежелании признавать действительность. В итоге «защитнику» начинает казаться, что все объяснения зависимого о том, почему он пьет или принимает наркотик, чистая правда. И вот он уже верит, что все не так уж и страшно и скоро само пройдет, а подопечный возьмется за ум. А болезнь в это время прогрессирует, и больной становится все более зол на себя, но проецирует эту злость на окружающих. Зависимый все больше унижает своего «защитника», а тот все более погружается в пучину вины за зависимость близкого человека.

Чем хуже он относится к себе, тем сильнее начинают работать защитные реакции. Теперь уже и сам исполнитель этой роли, желая избавиться от негатива по отношению к себе, день за днем доказывает, что он идеальный  супруг и родитель. Стена самообмана растет теперь уже и перед глазами «защитника», болезнь зацепила и его. 
Роль «Контролер»
По мере того, как самоуважение покидает человека, живущего рядом с наркоманом или алкоголиком, растет убежденность в том, что вина за такое «стечение обстоятельств» лежит полностью на его плечах. Желая вырасти в собственных глазах, родной для зависимого человек берет на себя роль «контролера». Теперь он считает, что должен неотрывно следить за ходом жизни больного. Вследствие этого «контролер», желая сократить прием психоактивных веществ, может начать пить вместе с подопечным, самостоятельно покупать алкоголь или наркотики. Теперь он отказывается от приглашений, где предположительно будут употребляться «допинги», следит за «заначками» больного и выбрасывает их. Приходится контролировать финансы и регулярно упрашивать зависимого прекратить пьянство, напоминая о страдании близких людей.  
Зависимый человек продолжает испытывать бесконтрольный гнев по отношению к себе, но переносит его на «контролера», который лишний раз убеждается в том, что он корень проблемы. Круг замыкается. Больного пытаются урезать в получении «кайфа», а он находит десятки способов получить его в разы больше. «Контролер» от этого недоволен собой все сильнее, поэтому усиливает попытки ограничить потребление алкоголя или наркотиков. 
Роль «Обвинитель»

Когда сил на контроль не остается, разочарование в себе достигло апогея, хочется все бросить, а перед этим рассказать химически зависимому человеку, какое он ничтожество и как сильно он испортил жизнь семье. Все чаще звучат беспочвенные угрозы уйти и не возвращаться, обвинения в отсутствии силы воли перед соблазном употребить наркотик, насмешки над нелепыми оправданиями. «Обвинитель» уже и сам в плену зависимости близкого человека, его психическое здоровье под угрозой, постоянно меняется настроение от состояния полной депрессии до раздражительности и гнева. Позитивного настроя в этой шкале колебаний нет. Отчаяние – постоянный спутник «обвинителя», оно не дает взглянуть на проблему трезво, глаза застит обида и неверие в себя, как борца с болезнью. 

Роль «Одиночка»
Начинает казаться, что борьба с зависимостью близкого человека лежит только на ваших плечах. «Одиночка» обороняется сам и защищает перед окружением больного. Он не ищет поддержки, и кругом видятся только враги. В результате сопереживающих, действительно, все меньше, потому что окружающим все труднее общаться в обороняющимся по всем фронтам. 

Роль «Попуститель»
Эта роль вытекает из предыдущих вполне логично. Всеми своими действиями, казалось бы, направленными во благо, попечитель зависимого человека только усугубляет его болезнь. Теперь больной защищен от нападок внешнего мира, у него есть тот, кого можно обвинить в регулярном употреблении психоактивных веществ («если бы жена меня не пилила, я бы меньше пил»), Этот же человек взял на себя все функции по жизнеобеспечению зависимого. Можно расслабиться и лишний раз употребить наркотик, последствий-то никаких! Получается, что «благородные» действия привели к обратному эффекту, и родилась роль «попустителя». 

Роль «Созависимый»
Это уже в принципе не роль… Болезнь пустила корни, а неправильное отношение к химической зависимости, неверные позиции по отношению к ней, дали удручающие плоды. Зависимость прогрессирует у одного, а близкие ему люди попадают в созависимость. Они оторваны от действительности, могут только страдать без помощи в одиночестве, жалкие и обозленные друг на друга. 

Та роль, что нужна. «Интервент» 

Это та роль, которая действительно необходима для борьбы с зависимостью. А противостоять и бороться надо, и близкие больного в состоянии это сделать, если верно подойдут к проблеме. Из выше сказанного можно сделать следующие выводы: оберегать больного нельзя, обманываться самому, что это временно, чрезвычайно опасно, смягчать факт того, что зависимость есть, непростительно! 
Начинать разучивать эту роль надо с осознания, что химическая зависимость – это болезнь. Близкие не винят себя, если их родственник подхватил вирусное заболевание, они делают разумные шаги для его выздоровления. Так же следует поступать и родным наркомана или алкоголика. Вспомните, как ведет себя ребенок, когда температурит, а все тело его покрывает сыпь? Он капризничает, не желает пить лекарство, всячески призывает жалеть его и окружать вниманием и заботой. Вы, что же, не станете давать лекарство, если он не хочет? Или не будете обрабатывать сыпь щиплющим кожу лосьоном? Конечно же, эмоций не избежать. Но родитель исполняет предписания врача, обходясь без лишний сантиментов и уговоров.   
Так что, стоит перестать деликатно намекать, что есть болезнь, или решать за зависимого человека проблемы, связанные с его пристрастием. Дайте ему взглянуть правде в глаза: он становится асоциальным и опасным для семьи. 

Готовимся к «терапии убеждения»

Суть терапии в том, чтобы достучаться до химически зависимого человека, показать ему реальную картину происходящего с ним распада. Ведь он-то себя убеждает в отсутствии зависимости, а возникновение  своих проблем и череды неприятностей он всегда найдет, чем объяснить. 
Пробившись сквозь стену самообмана, действовать надо сразу. Уже должно быть выбран способ терапии зависимости, центр реабилитации, а больного сразу же везут туда, как только он осознает, что проблема существует.

 Метод по Джонсону включает в себя пять принципов.

 
Первый принцип. Вам необходимо собрать команду единомышленников. Все они должны понимать, что зависимость – это болезнь. Это могут быть родители зависимого, дети, друзья, коллеги и начальник. Для больного они должны представлять авторитет. Это может быть большая группа или всего несколько человек. 

Второй принцип. Каждый участник команды готовит сообщение о том, какие конкретно действия жертвы зависимости указывают на наличие болезни. Это может быть агрессивное поведение в гостях или случай ДТП в нетрезвом виде, невменяемое состояние можно записать на видео. Все выступления перед больным должны происходить в сдержанном тоне, без обвинений и нести ноту сочувствия и желания помочь.

Третий принцип. Члены команды после перечисления проступков зависимого человека выражают свое отношение к его поведению и своей жизни с рядом ним. Делать это надо без осуждения, просто высказать факты. 

Четвертый принцип. Больному предлагают на выбор варианты лечения. Делается это для того, чтобы он понимал, что с его мнением считаются и уважают, а решение о лечении он принимает самостоятельно. Но это должны быть хорошо изученные центры, где вы предварительно побывали и познакомились со специалистами, которым теперь доверяете. 

И пятый принцип. Когда убеждение сработало, а больной согласен на лечение, откладывать поход к специалистам нельзя. Не дайте болезни вновь выстроить защиту! Действовать необходимо немедленно. 
Здесь описан краткий ввод в метод. К убеждению требуется готовиться заранее. Группа должна собраться и отрепетировать свои выступления, нужен план по внедрению метода в жизнь: как доставить больного к месту работы группы, как действовать, если он будет агрессивен, обуздать эмоции друг друга и быть сдержанными. Если у вас есть малейшие сомнения, то претворить терапию Джонсона в жизнь вам может помочь консультант–психолог, посоветуйтесь или даже пригласите его на разговор с жертвой зависимости. 
Помните, что наркологическая помощь обязательна http://centrreabilitacii.ru/detoks/narkologicheskaya-klinika/ - наркологическая клиника и реабилитация - это залог изменения качества жизни!!!

Теги: как уговорить наркомана лечиться, принудительное лечение наркомании - что это, мотивация на лечение, как подготовить зависимого человека к лечению

Возврат к списку

Связаться по WhatsApp